Ожидания окружающих и образ себя

Почему окружающие постоянно от меня чего-то требуют? Почему люди ко мне относятся так, как они относятся и не считают меня тем, кем я являюсь на самом деле? Почему одних в классе встречают радостным приветствием, а других – тычками?
Есть такое философское воззрение – солипсизм. В его абсолютной форме существует только ум познающего, всё остальное является продуктом этого ума. Другими словами, есть я, написавший эту статью, а любой её читающий – есть не более, чем плод моей фантазии. Матрица в режиме одного игрока. В более конформной версии солипсизма можно предположить, что каждый из нас обладает подобной картиной. То есть теперь читателям тоже позволено быть умом сознающим. Но кроме этого, никаких изменений не произошло. Таким образом, каждый из нас представляет собой нечто, познающее окружающий мир, который он сам же и придумывает. Вся эта философия столь же занимательна, сколь и бестолкова сама по себе, нас интересует здесь практический аспект – межличностное взаимодействие.
Итак, тезисы:
1) Каждый человек живёт в своей реальности по своим законам и своим же пониманием этих законов.
2) Другой человек является для него суммой стереотипов, предыдущего опыта общения и взаимодействия.
Собственно, первый тезис – это и есть этот самый солипсизм и является просто точкой зрения, исходя из которой проще понять механизмы, представленные вторым тезисом.
Любой человек, с которым мы общаемся, является неким образом, существующим в нашем сознании. То есть наш собственный мир населён образами людей, встреченными нами когда-то, образами людей о которых мы что-то слышали или что-то читали. И каждый из этих образов имеет весьма посредственное отношение к своим прототипам. Все свойства образов, особенности их характера, мнимая деятельность в тот период, пока мы их не видим – это лишь то, что мы сумели ухватить, используя все наши знания, круг интересов и настроение в момент взаимодействия.
Например, был у меня знакомый товарищ, который одним чудесным вечером увидел ксилофон и сыграл на нём множество хитов советской эстрады. «А у меня в детстве был такой», – говорит. И ведь никто и не подозревал, что он владеет музыкальным инструментом на таком уровне. Другой пример – Андрей Чикатило – известный советский серийный убийца. Вот выдержка из речи его жены: «Отсутствие дома ночами он объяснял работой, командировками, тем, что приходится задерживаться из-за получения товаров. Я ему верила… Чтобы ему не верить, у меня оснований не было… Деньги он всегда приносил домой… на командировочные даже покупал продукты, экономил и покупал. Ограничивал себя в еде и одежде… … был обычным мужем. Не пил, не курил, со мной был, конечно, вежливый, но больше потому, что боялся меня… никогда не могла себе представить, что муж мог совершать такие преступления: он был тихоня и не мог вообще никого обидеть…»
Образы «синхронизируются» со своими прототипами, когда мы их встречаем. Тогда они как бы объединяются в единое целое – образ человека в нашем сознании и сам человек. Здесь важны два аспекта:
1) Мы по-прежнему воспринимаем шаблон, существующий в нашей голове, и действуем исходя из него. Когда же человек ведёт себя каким-то несвойственным ему образом, мы, как правило, удивляемся.
2) Сам этот человек действует исходя из того образа себя, что существует у окружающих его людей. Другими словами, он старается соответствовать ожиданиям. Например школьник, который в компании друзей кроет одноклассника матом, при родителях такого никогда себе не позволит.
Встречают, как известно, по одёжке. А одёжкой, помимо костюма, является и весь комплекс невербальных реакций, по которым коллектив сразу считывает уверенность новичка, его взгляды, его отношение к каким-то социально-значимым вещам. А пока дело дойдёт до ума, значащегося во второй части пословицы, тот образ, который возник при знакомстве может очень глубоко укорениться. И невербальная информация поступает по значительно более широкому каналу передачи данных, чем речь, поэтому неуверенные в себе гении частенько сидят в аутсайдерах.

Какие же выводы можно сделать, исходя из вышеизложенной точки зрения?
1) Прежде всего, необходимо иметь правильный образ себя. То, как вы ощущаете себя, транслируется вашим собеседникам. Это не то, чтобы роль актёра, скорее понимание кто вы и зачем.
2) При первой встрече, человек о вас будет знать именно то, что вы ему скажете и покажете. Будьте художником, рисуйте нужный вам образ!
3) Ломайте ненужные вам ожидания у ваших знакомых. Пример – отказ от алкоголя. Вот я, вроде как, решил, что пить – вредно, и вообще, не нравится мне вкус водки. Друзья собрались на шашлыки, и начинается спаивание. И если раз отказаться, два отказаться, на третий согласиться, потом опять отказаться, снова согласиться, то можно даже не удивляться, что попытки помочь веселиться продолжаются. Исходя из моего опыта, за 5-6 раз повторяющегося поведения, образ в головах окружения изменяется.
4) Ну и конечно, не забывайте о других. Они – не просто картинка в вашей голове, они – такие же разносторонние личности, обладающие опытом всей своей жизни. Иногда стоит смотреть на собеседника «как в первый раз» – можно заметить много нового и удивительного.
Будьте здоровы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *